Слово Святейшего Патриарха
Кирилла перед чином прощения
в Храме Христа Спасителя
22 февраля 2015 г.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Мы достигли с вами особого мо-
мента, через который проходит каждый
христианин, сознательно относящийся к
поприщу Великого поста, через чин про-
щения. Конечно, этот чин имеет во мно-
гом символическое значение, потому что
нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на
кого мы обижаемся или кто обижается на
нас, находится не рядом с нами в момент
совершения этого чина. Тем не менее, эта
символичность имеет огромное значение.
Когда мы даже просто склоняемся в по-
клоне перед человеком, который нас не
обидел и которого мы не обидели, мы вхо-
дим в замечательную духовную атмосфе-
ру прощения.
Собственно говоря, в центре Велико-
го поста — именно прощение грехов, ни-
что иное. Все остальное — это средства
и способы воздействовать на нашу душу,
то есть на наше сознание, на наши волю и
чувства, чтобы расположить нас к искрен-
нему покаянию, а значит и к прощению
обид тем, кто нам такие обиды нанес, и
к готовности простить этих людей. Свя-
той Марк Подвижник, египетский аскет и
духовный писатель, живший в глубокой
древности, на рубеже IV и V века в Египте,
говорил о том, что воздаяние за проще-
ние, которое мы даем другим людям или
которое мы испрашиваем у наших обид-
чиков, превышает воздаяние за все другие
добродетели.
Нам иногда кажется, что в течение Ве-
ликого поста мы должны стяжать какие-
то особые добродетели. Порой люди имен-
но к этому и стремятся и напрягают свои
силы, направляя их не на самое главное,
не на самое ответственное и нужное. Про-
щение и покаяние в центре поприща Вели-
кого поста. Об этом замечательно сказал
святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, —
так он обращается к своим слушателям,
читателям, — прощение превышает все
другие добродетели!
Осознание того факта, что в центре Ве-
ликого поста — прощение, помогает нам
понять и дисциплину Великого поста,
воздержание от пищи, от особых развле-
чений, изменение стиля нашей жизни.
Потому что для того, чтобы человек был
способен простить и раскаяться в своих
грехах, он должен изменить внутренний
настрой своей души, ибо всё, что нас окру-
жает, всё, что на нас воздействует, никак
не формирует в нас чувства раскаяния. На-
против, оно мобилизует нас на борьбу, на
достижение поставленных целей, нередко
на борьбу с другими людьми.
И как часто этой борьбе мы отдаем все
свои силы! Как часто мы не можем за-
снуть именно потому, что мы выстраива-
ем некую тактику или стратегию борьбы
с другими людьми. И нам кажется, что
победа над ближним откроет перед нами
перспективу счастливой жизни — будь то
повышение по работе, успехи в бизнесе
или просто расширение своего влияния,иногда в мизерных масштабах, в масшта-
бах семьи, а иногда и в очень больших мас-
штабах, если речь о людях, облеченных
властью.
Поэтому без некоего внутреннего пе-
реворота или, как говорят современные
люди, без переформатирования своего вну-
треннего состояния невозможно принести
покаяние. Нужно ум свой переключить,
сменить программу и понять, что самое
главное в нашей жизни, самое великое
воздаяние мы получим именно за то про-
щение, которое мы способны дать людям
и которые мы способны у них испросить.
Но ведь это возможно только в том слу-
чае, если мы будем видеть свои слабости,
свои грехи, свою неправду. Однако, навер-
ное, это едва ли не самое трудное — уви-
деть все это, и не просто увидеть как бы
со стороны, а осознать, что это наш грех,
без искоренения которого не будет наше-
го духовного возрастания.
Прощеное воскресенье в традиции на-
шего народа связывается с богослужением
и посещением тех людей, с которыми мы
находимся в ссоре. Как я уже сказал, неред-
ко это символический момент в духовной
жизни человека, потому что еще многое
предстоит сделать, чтобы подлинное рас-
каяние посетило душу. Тем не менее, без
этого акта прощения невозможно всту-
пить в Великий пост. Поэтому постарай-
тесь сегодня испросить прощения здесь,
в этом храме, если к кому-то вы отнеслись
несправедливо, или по отношению к тем
людям, которых сегодня с нами нет. Если
есть возможность навестить их или про-
сто позвонить, или отправить сообщение,
сделайте это, не поленитесь. Иногда очень
трудно, как нам кажется, совершить этот
шаг навстречу обидчику, но именно этот
шаг открывает нам путь к покаянию.
Пусть Господь благословит все наши
добрые намерения: достойно провести
Великий пост, воздерживаться от скором-
ной пищи, изменить стиль нашей жизни,
чаще посещать храм, причащаться Свя-
тых Христовых Таин. Но самое главное —
работать над собой. Семь недель трудов
на самой благодатной духовной почве, на
почве преодоления наших недостатков —
без этого не может быть духовного разви-
тия человека...
Давайте представим себе, если бы по-
каяние стало доминантой в человече-
ских отношениях, разве происходили бы
гражданские конфликты? Разве были бы
эти страшные столкновения политиче-
ских сил? Разве имели бы место престу-
пления в области экономики? Разве на-
полнялось бы ложью информационное
пространство? Разве воевали бы народы?
Как же можно воевать, если ты простил и
просишь прощения? Как же можно обма-
нывать, если ты простил и просишь про-
щения? Прощение и покаяние — та сила,
которая способна изменить нашу жизнь к
лучшему. И дай Бог, чтобы Великий пост
всему этому послужил. Аминь
https://stefmon.ru/sites/default/files/library/troickiy_listok_novyy_81.pdf