1. Главная
  2. Катехизация
  3. Троицкие листы
  4. Троицкий листок № 81 за 2016 г.

Троицкий листок № 81 за 2016 г.

30 марта 2023
185
Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед чином прощения в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2015 г. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мы достигли с вами особого мо- мента, через который проходит каждый христианин, сознательно относящийся к поприщу Великого поста, через чин про- щения. Конечно, этот чин имеет во мно- гом символическое значение, потому что нередко те, с кем мы находимся в ссоре, на кого мы обижаемся или кто обижается на нас, находится не рядом с нами в момент совершения этого чина. Тем не менее, эта символичность имеет огромное значение. Когда мы даже просто склоняемся в по- клоне перед человеком, который нас не обидел и которого мы не обидели, мы вхо- дим в замечательную духовную атмосфе- ру прощения. Собственно говоря, в центре Велико- го поста — именно прощение грехов, ни- что иное. Все остальное — это средства и способы воздействовать на нашу душу, то есть на наше сознание, на наши волю и чувства, чтобы расположить нас к искрен- нему покаянию, а значит и к прощению обид тем, кто нам такие обиды нанес, и к готовности простить этих людей. Свя- той Марк Подвижник, египетский аскет и духовный писатель, живший в глубокой древности, на рубеже IV и V века в Египте, говорил о том, что воздаяние за проще- ние, которое мы даем другим людям или которое мы испрашиваем у наших обид- чиков, превышает воздаяние за все другие добродетели. Нам иногда кажется, что в течение Ве- ликого поста мы должны стяжать какие- то особые добродетели. Порой люди имен- но к этому и стремятся и напрягают свои силы, направляя их не на самое главное, не на самое ответственное и нужное. Про- щение и покаяние в центре поприща Вели- кого поста. Об этом замечательно сказал святой Ефрем Сирин. Слушай, человек, — так он обращается к своим слушателям, читателям, — прощение превышает все другие добродетели! Осознание того факта, что в центре Ве- ликого поста — прощение, помогает нам понять и дисциплину Великого поста, воздержание от пищи, от особых развле- чений, изменение стиля нашей жизни. Потому что для того, чтобы человек был способен простить и раскаяться в своих грехах, он должен изменить внутренний настрой своей души, ибо всё, что нас окру- жает, всё, что на нас воздействует, никак не формирует в нас чувства раскаяния. На- против, оно мобилизует нас на борьбу, на достижение поставленных целей, нередко на борьбу с другими людьми. И как часто этой борьбе мы отдаем все свои силы! Как часто мы не можем за- снуть именно потому, что мы выстраива- ем некую тактику или стратегию борьбы с другими людьми. И нам кажется, что победа над ближним откроет перед нами перспективу счастливой жизни — будь то повышение по работе, успехи в бизнесе или просто расширение своего влияния,иногда в мизерных масштабах, в масшта- бах семьи, а иногда и в очень больших мас- штабах, если речь о людях, облеченных властью. Поэтому без некоего внутреннего пе- реворота или, как говорят современные люди, без переформатирования своего вну- треннего состояния невозможно принести покаяние. Нужно ум свой переключить, сменить программу и понять, что самое главное в нашей жизни, самое великое воздаяние мы получим именно за то про- щение, которое мы способны дать людям и которые мы способны у них испросить. Но ведь это возможно только в том слу- чае, если мы будем видеть свои слабости, свои грехи, свою неправду. Однако, навер- ное, это едва ли не самое трудное — уви- деть все это, и не просто увидеть как бы со стороны, а осознать, что это наш грех, без искоренения которого не будет наше- го духовного возрастания. Прощеное воскресенье в традиции на- шего народа связывается с богослужением и посещением тех людей, с которыми мы находимся в ссоре. Как я уже сказал, неред- ко это символический момент в духовной жизни человека, потому что еще многое предстоит сделать, чтобы подлинное рас- каяние посетило душу. Тем не менее, без этого акта прощения невозможно всту- пить в Великий пост. Поэтому постарай- тесь сегодня испросить прощения здесь, в этом храме, если к кому-то вы отнеслись несправедливо, или по отношению к тем людям, которых сегодня с нами нет. Если есть возможность навестить их или про- сто позвонить, или отправить сообщение, сделайте это, не поленитесь. Иногда очень трудно, как нам кажется, совершить этот шаг навстречу обидчику, но именно этот шаг открывает нам путь к покаянию. Пусть Господь благословит все наши добрые намерения: достойно провести Великий пост, воздерживаться от скором- ной пищи, изменить стиль нашей жизни, чаще посещать храм, причащаться Свя- тых Христовых Таин. Но самое главное — работать над собой. Семь недель трудов на самой благодатной духовной почве, на почве преодоления наших недостатков — без этого не может быть духовного разви- тия человека... Давайте представим себе, если бы по- каяние стало доминантой в человече- ских отношениях, разве происходили бы гражданские конфликты? Разве были бы эти страшные столкновения политиче- ских сил? Разве имели бы место престу- пления в области экономики? Разве на- полнялось бы ложью информационное пространство? Разве воевали бы народы? Как же можно воевать, если ты простил и просишь прощения? Как же можно обма- нывать, если ты простил и просишь про- щения? Прощение и покаяние — та сила, которая способна изменить нашу жизнь к лучшему. И дай Бог, чтобы Великий пост всему этому послужил. Аминь https://stefmon.ru/sites/default/files/library/troickiy_listok_novyy_81.pdf