Черноморская Марие-Магдалининская женская пустынь – так официально назывался монастырь до закрытия – ведет свою историю с 1848 года. На протяжении двух столетий пустынь являлась духовным символом казачьего края, местом встречи с Богом многих поколений кубанцев, и вместе с народом переносила все скорби и испытания.
Хотя запорожские казаки заселили кубанский край еще в конце XVIII столетия, более полувека он оставался без собственного женского монастыря. Отсутствие обители вынуждало многих казачек, желавших спасительного пути и духовных подвигов, уезжать в другие места и терять связь с родным краем. Только в одном Ладинском девичьем монастыре что близ Полтавы находились одиннадцать монахинь из Черномории. В то время настоятельницей в монастыре была игуменья Мария – известная своей прозорливостью подвижница, под руководством которой духовно выросли две настоятельницы кавказских монастырей – Марие-Магдалининского на Кубани и Иоанно-Мариинского в Ставрополе.
Инициатором основания первого женского монастыря на Кубани стала монахиня Митрофания из казачьего рода Золотаревских. Матрона родилась в 1793 году в семье есаула Степана Золотаревского, детство и юность провела в станице Новонижестеблиевской. Выйдя замуж за сотника Демьяна Байдалу, равно овдовела и решила всецело посвятить свою жизнь Богу. Несколько лет Матрона путешествовала по разным монастырям и в 1833 году поступила послушницей в Ладинский монастырь Полтавской губернии. Удивительная энергичность, соединенная с искренней духовностью и глубокой любовью к родному краю, отличала основательницу кубанского монашества. В 1841 году Матрона приняла монашеский постриг с именем Митрофании и вскоре стала благочинной и ближайшей помощницей игуменьи Марии. Игуменья высоко отзывалась о своей духовной дочери, которая жила «в полном смысле монашеским житием».
Неоднократно бывая в родной Черномории по делам обители, она с скорбью наблюдала, как казачки лишены возможности нести монашеский подвиг в родном крае. Летом 1846 года во главе делегации монахинь-казачек она встретилась в Екатеринодаре с наказным атаманом Григорием Рашпилем и убедила его в необходимости создания казачьей женской обители. «Хоть бы вы, ваше превосходительство, взялись за это дело и устроили бы в Черномории женский монастырь, чем оставили бы по себе вечную память», - говорила монахиня Митрофания.
22 июля 1846 года, в день памяти святой Марии Магдалины, генерал Рашпиль обратился к начальству с ходатайством об учреждении на землях Черноморского войска женской обители. «В настоящее время черноморские казачки, посвятившие себя иноческому житию, – писал атаман, – рассеяны по различным монастырям Малороссии в замечательном числе… Некоторые из них, навещая свою родину для сборов в пользу далеких своих обителей доброхотных даяний, высказывают искреннее сокрушение об отсутствии в войске женской обители и жалуются, что на чужбине нередко слышат они, так сказать, упреки, как черноморский край, обильно наделяющий приношениями чуждые монастыри ежегодно, не имеет до сей поры своего женского монастыря».
Обитель было решено основать в честь равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы великой княгини Марии Александровны, супруги будущего императора Александра II, а тогда еще великого князя. Атаман Рашпиль понимал, что казакам-воинам нужны благочестивые жены, могущие понести на своих слабых плечах семейные и бытовые заботы во время воинской службы мужей. Поэтому он предполагал устроить при монастыре женское училище, соответствующее «быту воинского народа», в котором будут воспитываться не «белоручки», а достойные казаков спутницы для жизни.
Предложение основать новый монастырь встретило поддержку и у епископа Кавказского Иеремии (Соловьева), который отозвался на него как на «наиприятнейшее пастырскому, да и всякому благочестивому сердцу». Хотя руководство войск Кавказской линии и Черномории оказалось не готово к созданию обители, владыка предложил компромиссный путь: в случае сокращения штата какого-либо из монастырей центральной России, перенести средства для открытия такого на Кубани.
Более двух лет длилась переписка, и наконец 23 декабря 1848 года император Николай I утвердил решение об образовании Марие-Магдалининского монастыря. Именно это событие является историческим днем основания обители.
В начале лета 1849-го новая настоятельница Митрофания прибыла отведенные пустыни земли вблизи реки Кирпили, сделала необходимые распоряжения и выехала к епископу Иеремии в Ставрополь. Вместе с матушкой в Черноморию прибыли монахиня Филарета (Волошенко) и послушницы Агрипина (Луценко) и Анания (Проскурина), ставшие первыми насельницами.
С теплотой и архипастырским участием отнесся владыка к устройству обители, благословляя все добрые начинания: «Много вижу и ощущаю утешений, что так милостиво принята архипастырем моим, который принимает истинно архипастырское живейшее участие в новоучреждаемой святой обители и все для нее делает с каким-то особенным святым восторгом», - писала настоятельница генералу Рашпилю. 22 июля, в день памяти равноапостольной Марии Магдалины, епископ Иеремия возвел монахиню Митрофанию в сан игуменьи, а в знак своего благословения подарил икону небесной покровительницы обители.
Первой и главной заботой игуменьи Митрофании стало установление регулярных богослужений и строительство деревянного храма. Епископ Иеремия не только поддержал это богоугодное начинание, но обратился к генералу Рашпилю с просьбой оказывать всяческую помощь и предложил освятить храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Было решено перевезти в монастырь старый деревянный храм из станицы Старокорсунской, для ремонта которого войсковой старшина Посполитаки пожертвовал большое количество леса. Генерал Рашпиль лично прибыл в обитель и вместе с игуменьей выбрал место для храма у берега реки Кирпили. Специальным объявлением к участию в будущем торжестве приглашались все жители Черномории: «Сего сентября 21 числа, в день святителя Димитрия, Ростовского чудотворца, при реке Кирпили, между станицами Роговской и Тимашевской, имеет быть совершено торжественное заложение высочайше утвержденной в войске Черноморском женской монашеской во имя святой Марии Магдалины обители первого в сей новой обители храма Божия». Дата была выбрана неслучайно – на этот день приходилась память святителя Димитрия, епископа Ростовского, особенно почитаемого среди казаков. Святитель происходил из простой казачьей семьи, его отец был казачьим сотником, а конец жизни посвятил служению Церкви в должности ктитора Киевского Кириллова монастыря.
В день закладки первого монастырского храма в станицу Роговскую прибыли сотни богомольцев, подвод оказалось настолько много, что их длинная вереница растянулась на расстоянии ста десятин. 21 сентября торжества начались с литургии в Никольском храме Роговской, которую совершили настоятель Лебяжьей пустыни архимандрит Дионисий, благочинный протоиерей Диомид Попко и местные священники в присутствии генерала Рашпиля и войсковых чинов. Торжественным крестным ходом духовенство и многочисленные верующие вышли из станицы к месту будущей обители, во главе процессии несли святыню – Ладинскую икону Пресвятой Богородицы, привезенную из Полтавы игуменьей Митрофанией. Этот крестный ход под открытым небом с молитвами и песнопениями знаменовал начало многолетнего пути духовного восхождения обители.
Преосвященный Иеремия с духовной радостью отозвался на доклад игуменьи о состоявшемся торжестве: «Радуюсь и благодарю Господа Бога и Царицу Небесную, преблагословенную Деву Марию о благополучном основании первой церкви в новосозидаемой обители, вам вверенной. Чаще и чаще непрестанно да возносим усердную молитву нашу ко Всевышнему о благодатной помощи и содействии к доброму и благоприятному окончанию начатого».
Благодаря активной поддержке наказного атамана Рашпиля, к весне 1850 года строительство монастырского храма завершилось. 9 апреля при большом стечении народа Екатерино-Лебяжский архимандрит Дионисий в сослужении иеромонахов и приходских священников совершил чин освящения. Особую торжественность богослужению придавал войсковой певческий хор во главе с управляющим священником Иоанном Эрастовым. На самом видном месте в новом храме поместили главную святыню – Ладинскую икону Богородицы, которая вплоть до закрытия обители находилась в иконостасе. Как и многие поруганные безбожниками монастырские святыни, икона бесследно исчезла в 1920-е годы.
В начале 1850 года преосвященный владыка Иеремия был переведен в Нижний Новгород, чтобы возглавить одну из крупных российских кафедр. Трогательно прощался он с теми, о ком радел и печаловался. Письмо владыки к игумении Митрофании дышит неподдельной духовной любовью: «Мир вам и благословение от Господа нашего Иисуса Христа... Пастырскому сердцу моему весьма радостно было узнать из писания вашего, что во младенствующей обители, от промысла Божия вам вверенной, все благополучно, что она растет, благоукрашается и преуспевает. Молю Бога и Матерь Господню да благословятся небесным и земным благословением все любители, все посетители вашей обители и все пекущиеся о ея благолепии и довольстве... Помолитесь обо мне соборне, чтобы благополучно кончить путь и на месте вас воспоминать в моих молитвах. Усердный ваш слуга и богомолец Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский. 12 января 1850 года».
Первоначально игуменья с немногочисленными сестрами разместились в старом заводском здании, переданном в распоряжение обители. Шли годы, количество насельниц увеличивалось, и требовалось строительство новых келий. В 1850-х годах появились новые корпуса, ограда вокруг монастыря, устраивалось хозяйство, осваивались рукодельные ремесла. В 1860 году по желанию игуменьи началось строительство храма в честь равноапостольной Марии Магдалины и настоятельского корпуса по проекту войскового архитектора Черника. Большую часть средств на строительство пожертвовал лично генерал Рашпиль. Через год здание было возведено, и 17 сентября 1861 года благочинный монастыря протоиерей Димитрий Гремяченский совершил торжественное освящение нового храма. В теплое время года богослужения совершались в Покровском, а в холодное – в Магдалининском храмах.
Как к живоносному роднику в пустыне, тянулись в обитель к матушке Митрофании желавшие спасения казачки, из года в год их количество только возрастало. В 1852 году в монастыре насчитывалось уже 29 сестер, 1857 – 45, 1881 – 82, 1886 – 232, 1903 – 267, 1915 – 509 человек.
Имелось у монастыря собственное подворье в областной столице Екатеринодаре. Еще в 1849 году по решению атамана Рашпиля был приобретен небольшой участок земли (сегодня располагается по ул. Красной, 91) и построены турлучные дома. Впоследствии на подворье появились кирпичные здания, одно из которых сдавалось в аренду, вырученных средств хватало как на само подворье, так и на другие нужды обители.
Заботясь о пропитании насельниц, войсковой старшина Гавриил Холявка подарил пустыни рыболовное место на Ахтарской косе Азовского моря. Не оставляла вниманием обитель своей небесной покровительницы и ставшая императрицей Мария Александровна, супруга Александра II. В 1850-е годы она пожертвовала для пустыни Евангелие в золоченом окладе и более 30 богослужебных книг, полный комплект богослужебных облачений и разные суммы. Когда же в 1868 году у великого князя Александра родился сын Николай, будущий последний император, игуменья Митрофания горячо поздравила царственную покровительницу с рождением внука и поднесла написанную монахинями икону святителя Николая.
С особой добросовестностью решалась задача развития женского образования, определенная генералом Рашпилем для обители. С первых дней существования принимались девочки-подростки, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались рукоделиям, церковному пению и чтению, а по достижении совершеннолетия вступали в брак и возвращались к мирской жизни. Чаще всего в обитель поступали дети из из беднейших семей, лишенные возможности получить выгодное положение в светском мире. За годы пребывания девочки привыкали к монашескому укладу и многие по своей воле вступали в число насельниц.
Порядок монашеской жизни обители был построен в традициях малороссийских монастырей и в первую очередь Ладинского. Хотя обитель имела общежительный статус, то есть богослужения и послушания являлись общими, в остальном монахини следовали «своекоштным» традициям: могли строить собственные отдельные кельи, которые при жизни принадлежали владельцам, а после их смерти отходили в собственность монастыря, собирались вместе только для обеда, а остальную трапезу готовили самостоятельно, часть предметов рукоделья и шитья продавали мирянам. Каждый вечер звоном колоколов насельницы созывались в обитель, после чего все ворота закрывались, при чем все мужчины ночевали в гостином дворе за монастырской оградой.
Богослужения в обители отличались благообразием и благочинием: «В редкости где-либо услышать таковую раздельность в чтении и пении и так сильно действующую на душу изысканность и приятность в пении, какие слышатся каждодневно при священнослужениях в Черноморской Мариинской пустыни», - писал в 1870-х годах священник Филипп Николайченко. В воскресные и праздничные дни всегда совершались ранняя и поздняя литургии, а после торжественных всенощных бдений была традиция народного пения молитв «О, Всепетая Мати» и «Не имамы иныя помощи». С первых лет существования монастыря также установилась традиция посещать с особо чтимыми иконами больных насельниц и в их кельях совершать молебны.
С годами количество насельниц возросло, а монастырские храмы с трудом вмещали всех желающих. В 1863 году игуменья Митрофания получила разрешение Кавказской духовной консистории начать строительство большого трехпрестольного собора, который должен был украсить молодую обитель. Утверждение проекта длилось несколько лет, так что из-за отсутствия средств строительство пришлось отложить. Волей Божией основательнице обители было не суждено увидеть красоту нового собора. В ночь на 12 марта 1869 года, причастившись Святых Христовых Таин, игуменья Митрофания тихо скончалась на 74 году жизни.