Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Подписка на рассылки:





E-mail:

© Церковный календарь «Вы, православные и благочестивые христіане, пребывайте въ томъ, въ чемъ научились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую вѣру и исповѣданіе. Хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Христосъ помогъ вамъ и молитвы нашей мѣрности да будутъ со всѣми вами. Аминь» (Изъ Соборнаго постановленія въ Константинополѣ при патр. Іереміи II, въ 1583 г.)

По одежке встречают...

По одежке встречают…

     В последнее время женщины, девочки, девушки и даже старушки в подавляющем своем большинстве, в том числе и христианки, стали ходить в брюках. Причем не только дома, на работе, на улице, но в таком виде приходят в храмы, монастыри, на святые места. Важно это или нет для спасения души? Как к этому относиться? Какие последствия может за собой повлечь это бездумное стремление следовать моде? Об этом рассуждает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары, член Союза журналистов России протоиерей Сергий Гусельников.

     Народная мудрость всегда точно отражает суть вещи, предмета, ситуации, так как старается высветить самое главное, важное для нашего понимания. Вот и поговорка «По одежке встречают, по уму провожают» ясно говорит о том, что внешнее (форма) тоже важно, ибо из него рождается первое впечатление о человеке, а затем уже, в процессе общения с ним, раскрывается его внутреннее содержание. Одежда может многое сказать о том, кто в нее одет, мало того, может стать поводом для целого рассказа о человеке, его профессии, образе жизни, субкультуре. Ведь у военного своя одежда (форма), у пожарного - своя, у врача - своя, у священнослужителя - своя…  Список можно продолжать долго. Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы сказать, чем занимается каждый из представителей этих профессий и каковы особенности их рода деятельности. И было бы странным, если бы морской офицер, например, ходил по кораблю в форме пожарного или в гражданской одежде. Своя одежда (форма), разумеется, есть у мужского пола и у женского, которая, в отличие от профессиональной, благословлена Самим Богом в соответствии с мужским и женским  естеством. К сожалению, современные люди все больше стали искажать свой Богом данный облик; особенно в этом деле преуспели представительницы прекрасной половины: начали коротко (иногда чуть ли не под полубокс) стричь волосы, носить брюки, джинсы, бриджи, шорты, открытые и короткие (до пупка, а то и выше) майки, делать татуировки, накалывать на свое лицо и тело железки (так называемый пирсинг). Кроме того, стали материться, курить, выпивать без меры, употреблять наркотики. Впрочем, это особая тема разговора. Мы же сейчас ведем речь только об одежде. И вот в таком не свойственном для христианки виде наши сестры по вере, нисколько не задумываясь, идут в храм Божий, к Царю Небесному. И отнюдь не для того, чтобы попросить за это прощения (за искажение образа Божия), а о чем-то Его упросить. То, что брюки - одежда мужская, доказывает любой толковый словарь русского языка: «Брюки - верхняя мужская одежда, покрывающая ноги и нижнюю часть туловища до поясницы» (С.И. Ожегов. «Словарь русского языка»). Христианки оправдываются: в современных условиях жизни им так удобнее. Хорошо, но при этом не надо забывать о том, куда ведет широкий и удобный путь (см. Мф. 7, 13) и что Царствие Небесное трудом дается (см. Мф. 11, 12), лишениями и скорбями. Многие сейчас говорят: не важно, в чем человек пришел в храм, а важно, с чем пришел. Звучит красиво. Но позвольте напомнить слова Евангелия: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). «Малая» заповедь об одежде - одна из первых заповедей Божиих, данных Адаму и Еве. Вспомним Священное Писание. После грехопадения первых людей, изгнав их из рая, Творец облекает их в кожаные ризы: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21). Святые Отцы понимают под кожаными одеждами (кожа) огрубевшую плоть, подверженную внешнему воздействию, болезням и смерти, как завесой отделяющую человека от мира невидимого. Совершив грех, первые люди увидели, что они наги, и почувствовали стыд перед Богом. Поэтому тела - мужское у Адама, женское  у Евы - необходимо было закрыть, и Бог благословил им соответствующую естеству одежду. Сейчас, наоборот, укоренившийся в грехе человек старается обнажить свое тело, сделать его предметом соблазна и источником нового греха. То есть он утрачивает даже стыд, утверждая по наущению дьявола безстыдство. А ведь Господь еще в Ветхом Завете дал людям заповеди об одежде: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок (выделено мной - о. С.Г.) пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Не говорит Господь, что нехорошо это или нежелательно, а говорит, что это - мерзость. В Новом Завете слово «одежда» Христос употребляет в переносном смысле - как образ добрых дел (брачная одежда души). Но в притче о брачном пире (Мф. 22, 2-14) Он говорит об одежде и в прямом смысле тоже: гость пришел не в благословленной одежде, что сразу увидел Царь - «по одежке встречают»: «Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22, 11). На прием к царю земному полагалось приходить только в определенной одежде, иначе человека во дворец просто не пускали. Показательна в этом отношении история, происшедшая с купцом-миллионщиком Михаилом Дмитриевичем Челышовым (в старой части нашего города еще стоят некогда принадлежавшие ему «челышовские дома»), депутатом Государственной Думы в предреволюционной России, известным на весь мир борцом за трезвость.  «Однажды Михаил Дмитриевич получил письменное приглашение на прием к Императору. В приглашении указывалось, в каком виде надо прибыть во дворец: дамам - в белых вечерних платьях, господам - во фраках. Михаил Дмитриевич решил проигнорировать дворцовый этикет (так как во фраке он, купец из крестьян богатырского телосложения, по его мнению, выглядел смешно - о. С.Г.). И когда он с молодой супругой-красавицей Елизаветой Ивановной появился в царском дворце в привычной своей одежде, охрана остановила его: «Эй, мужик, куда прешься? Написано же: в таком виде нельзя…» (см. Т. Гусельникова «Миллионщик Челышов» - журнал «Люди», 2006, январь). К Царю земному нельзя, а мы приходим в храм к Царю Небесному! Когда нас приглашают к кому-то в гости, мы же не идем туда в домашней одежде, непричесанные, грязные, без подарка, а начинаем думать, что нам надеть туда получше, поприличнее, покрасивее. Почему же не думаем, когда собираемся в гости к Самому Богу в особое место Его присутствия - храм? Потому что не имеем страха Божия и стыда. Перед гостями мы боимся предстать в неприличном виде (что о нас подумают?!), а перед Богом не боимся. Тем самым несем соблазн другим людям, находящимся в храме, вводим их в грех осуждения и нечистых мыслей. В том числе и священнослужителей. Неплохо все же задумываться над тем, кто мы и куда пришли. Разумеется, дома, в магазине, на рынке, я, например, не хожу в рясе, но, извините, кто же мне позволит в соборе служить в костюме, что само по себе будет полной нелепостью. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита на Украину в интервью телеканалу «Интер» заметил, что каждая социальная группа имеет свою субкультуру, выражающую ее внутреннюю сущность: «Молодежь имеет свою собственную субкультуру, как и другие группы людей. Пенсионеры имеют свою субкультуру, священники - свою. Я ведь не в джинсах перед вами сижу, а вот в этой рясе», - сказал Предстоятель Русской Церкви. И дальше: «Я готов разговаривать с молодежью, но я не сниму для этого рясу и не оденусь так, как вы сейчас одеты. Не потому, что у меня есть какие-то предрассудки в отношении такой одежды, а потому, что это моя культура, я ее носитель». У верующих людей есть своя субкультура, и поэтому так же является нелепостью, когда христианин приходит к Богу в небрачной одежде как в прямом, так и в переносном смысле: без страха Божия и смирения, а именно эти добродетели являются для Бога главным подарком от нас. Церковь также свидетельствует о важности заповеди об одежде. В 62 правиле VI Вселенского собора читаем: «Никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что-либо из вышесказанного, аще суть клирики, повелеваем извергати из священного чина, аще же миряне, отлучати от общения церковного». То есть мирянам в таком неподобающем для христианина виде запрещается участвовать в Таинствах Церкви (исповедь, причастие, соборование, крещение, венчание), в христианском погребении (отпевании). К сожалению, это правило сейчас постоянно нарушается. Слава Богу, мужчины в юбках по улицам не ходят, хотя по телевизору чего только не увидишь, а вот женский пол сейчас стал забывать и заповедь Божию о «брачной одежде», и церковные постановления на этот счет. Что касается женщин-христианок, то они несут в себе не только образ Божий, но и образ Матери Божией. Ни на одной иконе мы не увидим, чтобы Царица Небесная, Заступница наша Усердная, была изображена в брюках, джинсах, шортах, в шляпке, фуражке, шапке, бейсболке, раскрашенная... Даже предположить такое - уже кощунство! Поэтому, разрушая своим внешним видом в себе образ Пресвятой Богородицы, христианка разрушает и свое духовное устроение, и благодать Божию. В нашем соборе несколько лет назад, после того как там побывала Глава Российского Императорского Дома Великая Княгиня Мария Владимировна, заблагоухала частица мощей преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, вставленная в ее большую храмовую икону. Это неземное благоухание ощущалось (то сильнее, то слабее) не один месяц. И вот какая-то женщина с накрашенными губами «приложилась» к благоухающему образу - да так, что на нем отпечатались четкие следы ее губ. С тех пор благоухание прекратилось. Как мы ни молились, даже служили перед иконой молебен, - безполезно. Мертвая языческая краска (косметика) оскверняет святыни и самого человека. Как говорил покойный старец-протоиерей Иоанн Букоткин, наше украшение - светлый ум, чистое сердце, добрые дела, золотые руки, а не краска. Проблема одежды и внешнего вида глубже, чем мы порой представляем. Вот что пишет Татьяна Васильевна Грачева, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка Военной Академии Генерального Штаба Вооруженных Сил России в журнале «Славянка»: «Сегодня мы наблюдаем смешение полов, смешение ролей, смешение мужского и женского стилей, когда женщина надевает на себя мужскую одежду и через внешность воспринимает мужскую, чуждую ей по природе модель поведения, психологию. Отход от стереотипа женского поведения - вот что такое обтягивающие брюки для девушки. А стереотип женского поведения - это ориентация на семью, материнство, заботу о детях. Надевая брюки, женщина отходит от Православного образа жизни, перестраиваясь на другие модели, определяющие внутреннее через внешнее… На самом деле одежда - это очень важный атрибут образа жизни. Если раньше лишь встречали по одежке, провожая по уму, то сейчас и провожают по одежке. Проблема внешнего вида, одежды очень болезненна, и ее все нарастающая актуальность должна восприниматься нами как проявление духовной агрессии. Мода наобнажение, стремление открыть постороннему взору как можно больше своего тела - это, по сути, провокация на грех, на блудные страсти. В то же время, согласно проводимым среди мужчин опросам, вид чрезмерно оголенного женского тела вызывает негативные чувства, даже шокирует. Идет девальвация женского начала - желая с помощью откровенного наряда поднять себе цену, женщина получает обратный результат. И это выливается в проблемы духовного и демографического характера - это и презрительное отношение к женщине, и неуважение в семье» («Славянка», 2006, январь-февраль). А известная певица Светлана Копылова (см. снимок), замечательная актриса и просто красивая  Православная женщина, в одном из интервью, говоря об этой проблеме, замечает: «…когда стала Православным человеком, то почувствовала стыд. В брюках я себя чувствую как будто голой и сейчас носить их не могу. Неудобно мне стало в этой обтягивающей одежде, которая всю тебя показывает. Я теперь даже гулять в лес хожу в юбке». Мало того, повсеместное ношение женщинами мужской одежды повлияло на их здоровье. Об этом свидетельствует уже не Церковь, а медицина. Мне приходилось не только читать то, что пишут по этому поводу врачи-гинекологи, но и самому беседовать с таким врачом. Они подтверждают: из-за того, что женщины стали постоянно носить брюки (особенно обтягивающие), у них появились различные гинекологические заболевания, о которых раньше женщина-христианка даже и понятия не имела. Все актуальнее становится проблема безплодия, выкидышей. Женское естество не предназначено для мужской одежды, которая деформирует органы женщины, приводит их к патологии. Всякий грех, большой или маленький, есть преступление Закона Божия. А за каждое преступление положено наказание, хотим мы того или нет. В 118-м псалме читаем: «Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих» (Пс. 118, 21). Я ни в коем случае не ставил целью кого-то осудить или напугать, но, движимый чувством пастырского попечения о еще невоцерковленных братьях и сестрах во Христе, хотел напомнить, что мы должны стараться быть верными Богу и в большом, и в малом.

Протоиерей Сергий Гусельников г. Самара 01.10.2009

http://blagovest.cofe.ru/article.asp?heading=37&article=13490