Content on this page requires a newer version of Adobe Flash Player.

Get Adobe Flash player

Подписка на рассылки:





E-mail:

© Церковный календарь «Вы, православные и благочестивые христіане, пребывайте въ томъ, въ чемъ научились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую вѣру и исповѣданіе. Хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Христосъ помогъ вамъ и молитвы нашей мѣрности да будутъ со всѣми вами. Аминь» (Изъ Соборнаго постановленія въ Константинополѣ при патр. Іереміи II, въ 1583 г.)

К истории нашей малой Родины

На окраине хутора Димитрова Тимашевского района, почти на берегу реки Кирпили стоит двухэтажное здание. Старожилы хутора помнят, что в нем располагались в разные времена клуб, детская библиотека, кружки по интересам. Но мало кто помнит, что это здание – трапезная для 500 монахинь, а вокруг здания - территория Черноморской женской Мариинской обители – первого женского монастыря Черноморского, а затем и Кубанского войска. В середине 19 века именно здесь с большими трудностями, но с великой радостью была создана Черноморская женская во имя святой Марии Магдалены пустынь для одиноких вдов и сирот кубанских казаков, погибших в боях за Россию. Другое направление служения обществу сестры обители видели в создании библиотеки и школы для девочек казачек. Иногда монахини становились сестрами милосердия: ухаживали и исцеляли раненных казаков. Ежедневно десятки паломников находили кров и пищу, благодаря трудам монахинь.
Именно об этом и о сложном пути создания женской Мариинской обители повествует в своем очерке П.Н. Крыжановский в 1899 году, историк из Екатеринодара. Работа называлась « Исторический очерк о Черноморской женской во имя Святой Марии Магдалины пустыни за 50 лет ее существования с 21 сентября 1849 года по 2 сентября 1899 года».  Автор очерка пишет: «Первая мысль о необходимости создания Черноморской женской обители заключена в рапорте исправляющего должность наказного атамана Черноморского казачьего войска, генерал-майора Г. А. Рашпиля на имя временно командующего войсками Кавказской линии и Черномории генерал-лейтенанта Заводовского от 22 июля 1846 года за номер 3473»
Современному читателю трудно представить какую энергичную деятельность пришлось предпринять Г. А. Рашпилю для основания и обустройства Мариинской обители. Его долгая переписка с руководителями военных ведомств, представителями духовной власти и Сената привело к тому, что 11 декабря 1848 года император Николай 1 одобрил и подписал прошение о создании женской во имя святой Марии Магдалины пустыни. Об этих событиях и будет наш рассказ.
    30 июня 1792 года особой грамотой Екатерина II пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Казакам предписывалось охранять кубанские рубежи России. Кроме того, в грамоте императрица России призывала казаков- переселенцев из Запорожской сечи на Кубань «к распространению семейственного жития». Таким образом, из бессемейной боевой общины Запорожской сечи Черноморское войско преобразовывалось в гражданско-семейное общество. Это и понятно, потому что основная цель у переселенцев с берегов Днепра была раз и навсегда экономически освоить новые российские земли, передавая их по наследству. Кроме того, появление жен и детей резко изменяло отношение казаков и к церкви.
Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им князь Г. А. Потемкин. В 1794 году из Петербурга последовало разрешение возводить церкви в тех поселениях, где насчитывалось не менее 100 дворов и 400 мужчин. По старому запорожскому обычаю черноморцы решили построить войсковой мужской монастырь, где могли бы доживать старые, увечные и одинокие воины. Для этого монастыря было выбрано красивое место у Лебяжьего лимана ( недалеко от нынешней станицы Брюховецкой), ). В 1794 году он был создан и назвали его войсковая Екатерино- Лебяжинская Николаевская мужская монашеская пустынь. Иногда казаки отдавали мальчиков в школу при монастыре, хотя грамотность была не совсем в почете. Грамотных и среди взрослых было не более 2 человек на 100 человек населения. Девочек не обучали вовсе.
    Вот почему в 1846 году некоторые из черноморских казачек, посвятившие себя иноческой жизни и расселенных по разным монастырям Малороссии, навещая Черноморию, стали высказывать сожаление об отсутствии на Кубани войсковой женской обители.
Особенно активно отстаивала эту идею о создании женского монастыря близкая родственница генерала Рашпиля, монахиня Полтавского Ладинского монастыря Митрофания ( вдова сотника Черноморского казачьего войска).
В своем очерке историк П. Н. Крыжановский приводит цитату, благодаря которой можно понять, как аргументировала монахиня свое прошение к генерал-майору Г. А. Рашпилю об устройстве при Черноморском войске женской обители:
-создание монастыря будет «питать живое народное усердие к религии»;
-«даст средства беспомощным старицам и вдовам казаков, испытавшим в жизни невозвратныя утраты, обрести утешение в молитвах»;
-«при отсутствии в войске женских учебных заведений, как общественных, так и частных женская обитель могла бы служить местом воспитания женского юношества».
Понуждаемый изложенными монахинями Митрофанией и Филаретой мотивами, исправляющий должность наказного атамана Черноморского войска Рашпиль обратился с ходатайством в Главный штаб войска 22 июля 1846 года. В рапорте были и конкретные предложения:
- «Основать в войске Черноморском общежительную монашескую пустынь во имя Святой Равноапостольной Марии Магдалины»;
- «Отвести для устроения обители свободное войсковое место на реке Керпили между станицами Тимашевской и Роговской, в форме полуострова и с присоединением к нему участка земли в 171 десятину для хлебопашества, сенокоса и других хозяйственных потреб монастырских. Воды, омывающие полуостров, отвести монастырю для рыбной ловли – всего 35 квадратных десятин, считая по данному протяжению реки и от одного берега к другому, без всякой со стороны станичных обществ и частных обывателей вмешательства и без всякой в пользу войска пошлины»;
- « Возведение и обзаведение обители предоставить одному жертвующему усердию жителей черноморского казачьего войска»;
-«Самому же войску выделить 20 тысяч рублей серебром из войсковой казны с тем, чтобы эта сумма поступила в одно из Государственных кредитных учреждений для приращения процентами (4 % на рубль). Проценты эти ( 800 руб. серебром в год) отпускать обители каждогодно в продолжении 20 лет. Затем войско возвратит означенные 20 тысяч рублей в свой капитал полностью»;
-« Сбор доброхотных даяний и приношений на сооружение и устройство пустыни может быть возложено на старшую монахиню Ладинского монастыря Полтавской губернии Митрофанию. Она вдова сотника, урожденная дочь есаула, в миру Матрену Степановну Золотаревскую»;
- « Устройство и отчетность Черноморской Марьинской пустыни как монастырская, так и экономическая прямо зависит от епархиального начальства»;
- «Общее желание войска: в штат сестер монастыря чтобы поступали исключительно уроженки-черноморки, но никто из иногородних, разве только в случае крайнего недостатка в монашествующих из среды казачек».
К докладу Г. А. Рашпиль приложил « Штат предполагаемой Марьинской обители:
игуменья, казначей, 9 монахинь и причт».
Первый состав сестер новоучрежденной женской обители в Черномории таков: Митрофания ( Золотаревская), Филарета (Волошенкова), Анания ( Проскурина), Агрипина (Луценкова), Параскева ( Монаренкова), Татьяна ( Лаврова).
    22 июля 1849 года первая настоятельница женского монастыря произведена в чин игуменьи особым указом Преосвещенного Иеремии – епископа Кавказского и Черноморского.
По приказу наказного атамана по войску распространили печатные объявления такого содержания: « Сего 21 сентября в день Святого Дмитрия Ростовского Чудотворца, на реке Карпили, между станицами Роговской и Тимашевскою, имеет быть совершено торжественное заложение Высочайше утвержденной в войске Черноморском женского монастыря, во имя Святой Марии Магдалины, первого в сей новой обители Храма Божия»
В назначенный день при скоплении станичников и высоких гостей в станице Роговской в приходской церкви совершена литургия и крестный ход в монастырь.
    Еще ранее, 19 июля 1849 года, в станице Старокорсунской на пожертвования воинов (500 рублей серебром) покупается старая деревянная церковь, которая и была перевезена в Мариинскую пустынь. По решению Роговского станичного правления помогали казаки.
    И только 9 апреля 1950 года был освящен храм Господень во имя Покрова Пресвятой Богородицы в восточной части монастыря.
    17 сентября 1861 года освящена теплая каменная церковь во имя Святой Марии Магдалины.
Жили монахини первоначально ( с 7 июля 1849 года) в старом войсковом строении. 20 апреля 1850 войсковой дом в станице Медведовской был продан хорунжему Баранову за 185 рублей серебром и затем перевезен им в монашескую обитель 12 июня 1850 года.
Общее переустройство жилых корпусов в обители продолжалось до 70 годов 19 века, так как увеличивалось количество монахинь. На территории монастыря построили помещения для девочек- сирот и для незрячих сестер, богодельня для престарелых, школа, больница. С 1870 года всего было 22 каменных строения с железными крышами.
    За 20 лет постоянных трудов монахини во главе с игуменьей Митрофанией имели большое хозяйство: пашни, огород, мельницу, добывали соль (300 пудов в год) на соляных озерах не для продажи. 29 октября 1867 года сын войскового старшины Гавриил Халявка передал в полную собственность монастырю рыболовный завод на Ахтарской косе, правда, старый. Деревянные постройки перевезены в Марьинскую пустынь в виде бревен на монастырские постройки по распоряжению Митрофании.
В последние годы трудовой жизни игуменьи Митрофании дело сооружения в обители
Большого соборного храма было приостановлено из-за недостатка денег.
17 июня 1852 года перемещена из Ладинского монастыря в Мариинскую пустынь монахиня Олимпиада ( из дворян Кубанского казачьего войска).
    Указом Святейшего Синода от 30 июля 1869 года именно она определена новой настоятельницей в Черноморскую женскую пустынь и введена в сан игуменьи Преосвященным Феофилактом, епископом Кавказским и Екатеринодарским.
    9 июля 1874 года освящено место и закладка Храма Соборного во имя Вознесения Господня и помещения «для училища на 12 сирот духовного звания женского пола с полным обеспечением их пищей, одеждой и учением – первоначально грамоте и письму, а потом рукоделиям» 9 октября 1898 года учрежден исправительный приют, в котором насчитывалось 30 воспитанниц. В день открытия присутствовали: Наказной атаман Я. Д. Малама и Епископ Агафодор. Говорили о великом предназначении приюта. Историк П. Н. Крыжановский в заключение приводит цитату из трудов древнего автора: « Спасение детей есть прекраснейшее и в высшей степени патриотическое дело: каждым спасенным ребенком вы оказываете двойную услугу Отечеству, уменьшая армию его врагов и увеличивая армию его друзей».
    Разумное материальное обеpпечение монастыря создавалось энергией и трудами не только игуменьи Митрофании и игуменьи Олимпиады, но и с 90 годов 19 века игуменьей Мариамной.
В финансовом отчете духовной консистории от 29 августа 1905 года игуменья Мариамна записала:
    « Марие – Магдалиновская женская пустынь Темрюкского отдела, в юрте ст. Роговская. Год основания - 1848год. Основана игуменьей Митрофанией и генералом Рашпилем».
    Имеет: « 500 десятин всей земли, 10 десятин под усадьбой, 30 десятин выгона. Удобной 200 десятин и неудобной 20 десятин. Пахотной 100 десятин, сенокосы 110 десятин; под лесом, рекою и прудом 30 десятин.
Один мост, одна гать, почва черноземная. Дополнительная земля в ст. Должанской, Ейском отделении 340 десятин.
Число жителей: женского пола 500, детей – 80. 14 корпусов, 5 зданий общественных. 2 церкви деревянные и один собор каменный. Одна школа, отделение Кубанского женского исправительного приюта. Кирпичный завод для собственной надобности, 2 лавки ( бакалейная и книжная). 2 странно- приемные гостиницы.
Питание экономское: сад, огород, ловля рыбы, все выращенное для монастырских нужд, вода колодезная».
Первая мировая война принесла много скорбей и потерь народам России. Женский монастырь во имя Святой Марии Магдалины на Кубани принимал посильное участие и в мирских заботах. 16 января 1915 года в рапорте настоятельницы монастыря Прискиллы в Ставропольскую духовную консисторию упоминается об открытии в обители лазарета для раненных на 25 кроватей на собственные средства.
К сожалению мало архивных данных об общественной деятельности женской пустыни в грозные годы после двух революций в 1917 – 1920 годов.
    Известно, что на базе монастыря образовалась коммуна.
    Закончить исторический экскурс можно словами автора «Исторического очерка о Черноморской женской во имя Святой Марии Магдалины пустыни» П. Н. Крыжановского:
«Много гонений претерпела от язычников Христова Церковь в первые времена, христиане подвергались не только посмеянию, но и терпели ужасные муки. Немало страдала она и от многочисленных еретиков, в рядах которых были иногда сами сильные мира сего. И что же? Церковь Божья незыблемо стоит на камени веры. И невзгоды, которые могут постигнуть иночество, Церковь тоже пройдут и она снова засияет своим лучезарным светом, просвещая верных сынов и дочерей Святой Православной Церкви».
                             Статья историка Наталии Борисовны Гражданкиной 2015г.

picturecontent-pid-30db7f